Оплот права » ЖКХ » Размер платы за коммунальные услуги

Размер платы за коммунальные услуги

21:05, 22 сентябрь 2020
117
0
Все граждане РФ обязаны своевременно и в полном объеме вносить платежи за потребляемые ими коммунальные услуги. Такие услуги предоставляются им по факту проживания в конкретном жилом помещении — квартире, комнате, доме. Не имеет значения какие основания есть у них для такого проживания. Собственники и наниматели оплачивают коммунальные услуги прямо, арендаторы — косвенно. Коммунальные платежи в этом случае включены в ежемесячную плату. Определить единый точный размер такого платежа невозможно. На территории РФ действуют различные тарифы, граждане потребляют разный объем услуг в зависимости от климата, условий проживания.

Из чего складывается размер платы за коммуналку

Порядком и правилами начисления коммунальных платежей ведают органы государственной власти — субъекта РФ или местные. Размер же такой платы зависит от усредненных показателей потребления услуг, которые фиксируются приборами учета.
Еще не во всех жилых помещениях на территории нашей страны установлены приборы индивидуального учета. В этих случаях размер платы за коммунальные платежи определяют, исходя из нормативов потребления. Они определяются постановлениями органов местного самоуправления. Из этого правила есть исключения — норматив потребления света и газа устанавливается федеральными властями.
Все коммунальные услуги предоставляются потребителю возмездно, на договорной основе. Контракт на поставку коммунальных услуг заключается письменно между сторонами: потребителем и организацией-поставщиком. Возможно привлечение посредников — УК, ТСЖ и др. Кроме того, потребитель может выразить намерение заключить договор своими действиями или фактически приступить к потреблению этих услуг.
Отказать потребителю в предоставлении той или иной услуги по основанию отсутствия у него договора нельзя. Если сбытовая компания уклоняется от заключения договора, ее действия могут быть обжалованы в судебном порядке. Равно как и подобные действия потребителя.

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг

Постановление Правительства РФ определяет перечень коммунальных услуг, которые предоставляются населению. Таким образом, платежка граждан за коммунальные услуги включает пункты:
  • холодное водоснабжение. Услуга подразумевает круглосуточную подачу холодной воды в многоквартирные и частные дома, подключенные к централизованной системе водоснабжения. Подаваемая вода должна отвечать требованиям безопасности;
  • горячее водоснабжение. Услуга по подаче подогретой до безопасной температуры воды;
  • водоотведение. Законодательные акты регламентируют услугу коммунальных служб по отведению сточных вод посредством канализации. Водоотведению подлежит вся та вода, которая образуется в процессе жизнедеятельности населения в конкретном жилом помещении;
  • электроснабжение. Услуга подразумевает не только круглосуточное электропитание, но и обслуживание сетей, аварийный ремонт в случае обрывов и незапланированных отключений;
  • газоснабжение. Закон регламентирует необходимость круглосуточного доступа к газоснабжению населения. Кроме того, могут начисляться платежи за снабжение газом в баллонах в местах, где жилые дома не подключены к магистрали;
  • отопление. Плата за услугу начисляется ежемесячно. Закон регламентирует требования к качеству предоставляемой услуги — соблюдение температурного режима, подключение/отключение услуги при достижении среднесуточной температуры в осенне/весенний периоды. Кроме того, закон регламентирует срочность аварийных работ при прорывах и других внеплановых ситуациях и необходимость проведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги в случае ее непредоставления.
Важно: перечень указанных услуг может присутствовать не в каждом жилом помещении. Ряд из них не подключен к той или иной инженерной сети, следовательно, начисления не выполняются. Например, у частного дома есть своя водяная скважина, значит платить за услугу по водоснабжению не нужно.

Помимо коммунальных услуг, потребитель оплачивает и жилищные:
  • содержание жилища и текущий ремонт;
  • отчисления в фонд капитального ремонта — такая строка только для собственников жилья. При социальном найме собственником выступает государство в лице своих органов, оно и осуществляет капитальные реконструкции зданий;
  • вывоз мусора — бытового и крупногабаритного;
  • обслуживание лифтового оборудования. Для жителей первых этажей могут быть предусмотрены скидки или освобождение от платы;
  • обслуживание домофона;
  • оплата услуг по управлению многоквартирным домом - в случае, если создано ТСЖ, в штате которого работают отдельные специалисты. Например, бухгалтер, управляющий, дворник, электрик и др.

Фактические объемы и нормативы потребления коммунальных услуг

Плата за коммунальные услуги — обязанность, возлагаемая на граждан РФ жилищным законодательством. За ее систематическое неисполнение предусматриваются санкции. При накоплении большой суммы долга гражданин может быть лишен объекта недвижимости.
Начисление платежей может происходить с учетом:
  • показаний приборов индивидуального учета, которые снимает и передает сам владелец или наниматель жилья, или это может делать должностное лицо. Например, электрик. Кроме того, современные приборы учета оснащены GPS датчиками и модулем подключения к сети интернет. Они самостоятельно передают показания в сбытовую компанию, а пользователю уже автоматически выставляются счета на оплату;
  • нормативов. Нормативы применяются для тех категорий населения, которые не установили приборы учета.
Важно: если начисление происходит на основе нормативов, расчетные формулы подразумевают наличие повышающих коэффициентов. Естественно, что с их применением повышается размер платы за коммунальные платежи.
Нормативы расчета размера платы за коммунальные платежи разнятся в зависимости от региона и условий эксплуатации жилого помещения. Например, применяются повышающие стоимость платежки индексы, если в жилом помещении монтируется дополнительное электрооборудование или в частном доме организуется личное подсобное хозяйство с содержанием скота.

Приборы учета

Приборов индивидуального учета становится больше. В жилых домах часто устанавливаются приборы коллективного учета. Например, счетчики отопления на подъезд. Законодатель регламентирует не только правила снятия показаний, но и условия монтажа, замены, сроков замены или поверки прибора. Особое внимание уделяется вопросу пломбирование учетного прибора. Это делается в целях недопущения махинаций и воровства.
Отметим, что расчет размера платежа на основе показателей прибора учета является более выгодным, нежели тот, который рассчитывают по нормативу. Только в этом случае потребитель может контролировать расход ресурсов и регулировать свои расходы.
Классификация приборов учета:
  • по количеству собственников — индивидуальные и коллективные (общедомовые);
  • по виду коммунальной услуги — газовые, электрические, водяные, отопительные и др.
Если потребитель не установил счетчик в установленный законом срок, плата за коммуналку для него будет рассчитана по нормативу. Если пользователь не проводит в срок замену или поверку прибора, расчетные центры переходят на нормативные показатели и плата за коммуналку вырастает.
Многие граждане восприняли в штыки идею повсеместной установки приборов учета. Каждая такая манипуляция требует финансовых затрат, равно как и замена, поверка. Многие обращались в судебные инстанции, считая, что их права нарушены. При анализе нормативно-правовых актов становится понятно, что нарушения как такового нет. Всегда можно отказаться от учетных приборов и платить по нормативу.

Расчет квартплаты и тарифы

Расчет и перерасчет размера платы за коммунальные услуги — одна из самых обсуждаемых тем в среде юристов, на тематических форумах в интернете. Применение повышающих индексов и формулы расчета не всегда понятны простым гражданам, а расчетные центры нередко ошибаются.
Для расчета и перерасчета размера платежа за коммуналку имеют значение показатели:
  • социальная норма, которая определяется органами государственной власти региона;
  • повышающие индексы, тарифы. Они зависят от региона проживания и повышают конечную сумму в платежке;
  • тарифной сетки — утверждается ресурсоснабжающей организацией, поставляющей услуги;
  • возможность дифференцированного расчета. Этот показатель означает, что конечная сумма платежа будет зависеть от категории, к которой относится потребитель услуги. Предусматриваются как понижающие, так и повышающие индексы. Например, часть граждан относится к льготной категории и имеют право на получение скидки. А вот юридические лица в качестве потребителей могут рассчитывать только на повышение итоговой суммы. Это правило касается тех организаций, которые занимаются коммерческой деятельность. Для благотворительных и иных организаций, которые не извлекают из совей деятельности прибыли, могут предусматриваться отдельные льготы.
Важно: индексы не могут превышать пороги, устанавливаемые федеральными законодательными актами.

Кроме того, специальные индексы могут устанавливаться сбытовыми компаниями самостоятельно. Например, двух или трехтарифные электрические счетчики. Такие приборы фиксируют потребление электроэнергии в нескольких фазах, которые зависят от времени суток. Ночью — самое дешевое потребление электроэнергии.
Постановлениями Правительства РФ регламентируются точные формулы, которые применяются для расчетов размера оплаты за конкретную коммунальную услугу.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги

Не всегда разер платы за коммунальные услуги рассчитывается правильно. У потребителя всегда есть возможность обжаловать такие начисления и потребовать провести перерасчет. Для этого у него могут быть различные основания:
  • отсутствие потребителя и его семьи по месту проживания определённое время. Условия — собственник или наниматель должен отсутствовать в помещении более пяти дней подряд. Кроме того, в квартире не должно быть индивидуального прибора учета. Однако, его отсутствие должно иметь оправдание — нет технической возможности установки. Фактически, потребовать перерасчета по этому основанию можно только относительно горячего и холодного водоснабжения, которые насчитываются по нормативу. Правило не распространяется на учет электричества, газа и отопления. Не подлежит пересчету в такой ситуации размер платежа, который отчисляется на общие нужды многоквартирного дома. Факт отсутствия должен быть подтвержден документально — справками из другого ТСЖ или УК о проживании в другом помещении, из СНТ о проживании на даче, командировочный лист и др.;
  • услуга оказана некачественно. Например, подаваемая вода была еле теплой или очень грязной;
  • отсутствие услуги определенный период времени. Конечно, никто не проведет перерасчет за два часа отсутствия горячей воды. Однако, потребовать изменить начисления можно уже при отсутствии услуги в течение суток.
Для получения перерасчета необходимо обратиться в территориальное отделение сбытовой компании и написать заявление. К нему необходимо приложить подробные объяснения, которые подтвердят основания обращения.

Нарушение своих обязательств абонентом

Даже при несогласии с тарифом или конечной суммой в квитанции, обязанность оплачивать коммунальные платежи у потребителя остается. Всю сумму необходимо вносить в установленные сроки, чтобы избежать начисления пени. Кроме того, отсутствие регулярной оплаты может привести к применению определенных санкций со стороны сбытовой компании. Первично — отключение потребителя от услуги. В дальнейшем — попытка решить вопрос с оплатой в досудебном порядке, обращение в суд с иском о взыскании задолженности по коммунальным платежам.
Важно: потребитель в обязательном порядке должен быть извещен о наличии у него задолженности с указанием конкретной суммы. В уведомлении должно содержаться предложение погасить долг в определенный период. Отключение от коммунальных услуг возможно, если платежи не вносились абонентом три месяца.

После отказа потребителя погасить коммунальные долги, сбытовая компания обратиться в суд. Если суд встанет на сторону поставщика коммунальных услуг, взыскание денежных средств может быть осуществлено в принудительном порядке.
Определить точный размер платы за коммуналку не представляется возможным. Он зависит от многих факторов: наличия прибора учёта, его вида, тарифов и ставок в регионе. Кроме того, на изменение размера платежа за коммунальные услуги влияют индексы - повышающие и понижающие. У потребителя всегда есть возможность заявить о необходимости перерасчета итоговой суммы по некоторым основаниям.
 Комментарии (0)